«Разговоры о важном» или о чём говорят с ребятами в школе на классных часах?
«Разговоры о важном» или о чём говорят с ребятами в школе на классных часах? Автор: Наталья Галушина «Есть вещи, которые мы не выбираем, — времена, язык, страну, но от каждого из нас зависит, как мы будем жить в стране, в которой родились» — с таких слов начался первый урок новой учебной недели в 10 «А» классе лингвистической гимназии № 27, куда меня пригласили в понедельничное утро).
Занятие было второе по счёту в этом учебном году и проходило под общей темой «Наша страна — Россия». Предмет новый, и мне было интересно, как его преподают, о чём говорят и интересно ли это ребятам?
О новом масштабном проекте в сфере образования заговорили задолго до начала нового учебного года, говорили много и в положительном ключе — о своевременности, необходимости, полезности и значимости. «Разговоры о важном» — так называется цикл внеурочных занятий, которые с нового учебного года начались во всех российских школах с 1-го по 11-й класс.
Вообще, уметь говорить и слушать — две наиболее важные потребности каждого из нас. Разговоры сближают, объединяют, дарят, решают, вдохновляют, поддерживают и учат — главное уметь разговаривать. И у каждого слова есть своё значение, его можно заучить, но если не будет понимания, то навряд ли память его сохранит надолго - в этом случае все важные слова теряют свою важность. У Татьяны Владимировны Черниговской есть хорошая цитата на этот счёт: «Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание; воспитание спокойного отношения к постоянным переменам; формирование навыков верификации информации; обучение способности учиться и противостоять стрессу; научить сохранять человечность в цифровом мире».
Одна из непростых задач педагогов - как сегодня рассказать подрастающему поколению, что такое патриотизм, и при этом не перегрузить частотой употребления и не вызвать негативный отклик? Как объяснить ребятам, что значит любить свою страну и быть настоящей её частью, чувствовать себя в ней уютно, найти своё место и оставаться искренним, чтобы ребята поверили и доверяли? Современные подростки — образец другого поколения с другими технологическими возможностями, наличием Интернета и лёгкого доступа к информации. На мой взгляд, важно, чтобы у ребят была открыта дверца в мир, где есть доверие к тому, что говорят, желание услышать, понять и захотеть поддержать разговор.
Анастасия Евтихиева - учитель истории и классный руководитель 10 «А» класса с углублённым изучением истории. В гимназии работает уже более 10 лет, увлечена историей и по-настоящему любит свой предмет. В 10 “А” из 33 учеников - всего три мальчика, но, как мне показалось, они совсем даже не грустят) Класс вновь собранный из трёх и пока они еще присматриваются и поближе знакомятся друг с другом.
Что запомнилось?
Много наглядности, работа с разными источниками - в распоряжении ребят было три словаря, работа в группах с интересными фрагментами из произведений Карамзина, Алексея Толстого и небольшой фрагмент из интервью Маршала Жукова. Много интересных вопросов, сравнений, аналитики и интересных ответов ребят. Всегда была уверена, что любовь к любому предмету зависит от учителя, который его преподаёт. Мне было интересно, уверена, что и ребятам тоже, несмотря на то, что они не слишком показывают свои эмоции. У меня было желание поотвечать на вопросы и поучаствовать в дискуссии)
Выводы о результатах и пользе проведённых занятий можно будет сделать позже, к концу учебного года, ближе к окончанию цикла занятий.
Когда я уже выходила из школы, вспомнилась одна апофегма: «Философ Сократ, спрошенный, что есть сладчайшее в жизни, сказал: учение, добродетель и исследование неизвестного».
Хочется пожелать педагогам и старшеклассникам - Побольше пайдейи вам, друзья!)
Большой материал в новом выпуске газеты “Северный рабочий”